Как пожаловаться на судебного пристава
Нередко у сторон исполнительного производства есть повод пожаловаться на судебного пристава. Причин недовольства его действиями или же наоборот бездействием может быть множество. Так, пристав исполнитель может отказать в ходатайстве об ознакомлении с материалами исполнительного производства или открыть его по документу, срок предъявления которого уже давно истёк и т. д. В любом случае заинтересованное лицо должно быть ознакомлено с механизмом, как, куда и кому можно пожаловаться на незаконные действия или бездействие со стороны судебных приставов. Законодательство предусматривает несколько путей и инстанций, куда можно пожаловаться на нерадивого исполнителя.
Первый и самый простой вариант заключается в обжаловании незаконных действий либо бездействия судебного пристава исполнителя вышестоящему руководству. Кроме того, хороший результат даёт обращение в прокуратуру. Если первые два варианта не дали положительного результата, то заинтересованному лицу остаётся только подать жалобу в суд на действия или бездействие судебных приставов.
Образцы жалоб на действия или бездействия судебных приставов исполнителей можно скачать по ссылке
Какие сроки обращения?
Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве» обжаловать действия можно на протяжении десяти дней с того момента, как было допущено нарушение прав должника или кредитора. Причём нарушение может проявляться как в вынесении незаконного постановления, так и в совершении действия либо факта бездействия, когда закон требует предпринять определённые шаги. Также отказ в отводе считается поводом для того, чтобы подать жалобу на действия судебного пристава исполнителя.
Если заинтересованное лицо не знало о вынесении службой судебных приставов незаконного постановления, совершении им действия или наоборот его бездействии, то десятидневный срок для подачи обращения начинается с момента получения стороной исполнительного производства соответствующей информации о нарушении её прав. Закон также предусматривает возможность продления срока подачи заявления в судебную инстанцию в том случае, если он был пропущен по уважительным причинам. При этом в суд, куда лицо намерено писать жалобу на действия судебных приставов, также подаётся ходатайство о продлении пропущенного срока.
Что нужно указывать в жалобе
Вне зависимости от того, куда подаётся жалоба, она должна быть в письменном виде. Можно, конечно, не писать, а устно пожаловаться вышестоящему начальству или в прокуратуру, но такое обращение может быть просто проигнорировано. В этом случае сторона исполнительного производства не добьётся желаемого результата, плюс пропустит срок, отведённый для обжалования.
Жалоба написанная на бездействие представителя органов должна содержать название органа, куда она подаётся, а также имя, по отчеству и фамилию заявителя, его адрес и контактный телефон. В конце необходимо поставить дату её написания и обязательно подпись заявителя, иначе её можно расценивать как анонимное обращение и не рассматривать вовсе. Если жалобу подаёт представитель, то к ней нужно приложить копию доверенности, дающей ему соответствующие полномочия в органе, куда он обратился.
В самом тексте нужно указать полные данные исполнителя государственной службы, на действия или бездействие которого подаётся жалоба. А также обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что его права были нарушены. Кроме того, лицо, которое приняло решение писать в прокуратуру, суд или куда-либо ещё, должно предельно чётко сформулировать свои требования.
Жалоба в прокуратуру и вышестоящему начальству судебного пристава исполнителя излагается в более-менее произвольной форме. Но при подаче в суд дело обстоит по-другому, поскольку необходимо придерживаться требований процессуального законодательства относительно порядка её составления и того, куда именно следует обращаться. Прежде всего, заявление нужно писать в районный суд, который расположен по месту нахождения службы. Помимо этого, к рассмотрению дела нужно привлечь кроме самого заявителя, так же судебного пристава исполнителя и другую сторону исполнительного производства в качестве заинтересованных лиц.
Порядок рассмотрения жалобы
Если жалоба подана руководству нерадивого исполнителя, то она подлежит рассмотрению на протяжении десяти дней. По результатам разбирательства выносится постановление, копия которого направляется заявителю и в службу судебных приставов, на действия или бездействие которой жалуется сторона исполнительного производства.
Жалоба в прокуратуру рассматривается несколько дольше и сторона исполнительного производства должна быть готова к получению ответа в месячный срок. Но если рассмотрение не требует её дополнительного изучения сотрудниками прокуратуры, то ответ может быть направлен заявителю на протяжении пятнадцати дней. При этом письменный ответ прокуратуры по факту рассмотрения обращения направляется только заявителю.
Что касается суда, то законодательством чётко определены временные рамки по рассмотрению дела за заявлением стороны исполнительного производства, которые составляют десять дней. За подачу жалобы на действия или бездействие судебного пристава исполнителя не нужно оплачивать пошлину. Причём её принятия судом к производству автоматически ведёт к остановке рассмотрения заявления руководством службы. Что касается прокуратуры, то ответ по факту рассмотрения жалобы можно использовать как доказательство в судебной инстанции.
Видео: как нужно общаться с судебными приставами (1 часть); Безпредел приставов исполнителей (2 часть).
Альтернативные способы воздействия на пристава
Ещё одним учреждением помимо суда и прокуратуры, куда можно обратиться заинтересованному лицу, считаются органы прессы, которые обладают значительным воздействием на службу судебных приставов. Как показывает практика, в исполнительных производствах, на которых сосредоточено внимание СМИ, допускается гораздо меньше всяких нарушений. Ведь у приставов нет особого желание стать отрицательным персонажем популярного сюжета или статьи.
Если же причиной заинтересованности со стороны прессы станет уже допущенное с их стороны нарушение действующего законодательства, то газетные публикации и телевизионные сюжеты помогут привлечь к ним внимание общественности и прокуратуры. Также они, безусловно, окажутся в поле зрения непосредственного руководства нерадивых судебных приставов или прокуратуры. А это в свою очередь станет основанием для проведения тщательного служебного расследования и в большинстве случаев добровольного исправления всех выявленных при этом нарушений.